Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку
7 июня 2018

Диалоги о демократии. Демократия и будущее

1/18

7 июня состоялся второй в 2018 году семинар в рамках цикла «Диалоги  о  демократии», организованный совместно Горбачев-Фондом и Московским Представительством Фонда Конрада Аденауэра. Тема семинара -  демократия и будущее.

В настоящее время демократия сталкивается со множеством препятствий, которые могут оказать влияние на её развитие в будущем. В чем они заключаются? Каковы причины их возникновения? Что мы можем сделать, чтобы сохранить демократию и оградить её от угроз?
 
На семинаре с докладами выступили:
 
Петер Циммерманн, исполнительный директор Westend Communication GmBH, Лейпциг, Германия
 
Татьяна Ворожейкина, политолог, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук, Россия
 
 
В дискуссии приняли участие студенты и аспиранты МГУ, НИУ ВШЭ, МГЛУ, начинающие исследователи.
 
Семинар вели: Ольга Здравомыслова, исполнительный директор Горбачев-Фонда; 
Клаудиа Кроуфорд, руководитель Фонда Конрада Аденауэра в Российской Федерации.
 
 

Петер Циммерманн, исполнительный директор Westend Communication GmBH, Лейпциг, Германия  

Только через образование нам удастся развить иммунитет к принятию слишком простых политических истин, поиску простых причин

Как человека, который отвечает в политическом процессе за коммуникацию, за то, чтобы содержание политики доходило до граждан, меня попросили поделиться своими знаниями и наблюдениями со слушателями и участниками семинара «Демократия и будущее». В течение нескольких лет – в непростое для немецкой истории время - я работал в сфере политической коммуникации. Как раз тогда появилось большинство СМИ и Интернет продуктов, которыми сейчас мы уже привыкли пользоваться. Приблизительно с 2005 года мы видели бурный рост их популярности. Конечно, это повлияло на нашу жизнь, на политику и процесс коммуникации.

Главный тезис моего выступления следующий: будущее демократии, в значительной степени, зависит от того, насколько уже сегодня люди реально участвуют в жизни общества.

Представьте, что вы – политики или представьте себе любого действующего политика: так вот, что бы он ни делал в условиях демократии, в краткосрочной перспективе это всегда проблема. А если политик чего-то не делает прямо сейчас, неважно, что именно, – это станет проблемой в долгосрочной перспективе.

25 лет назад доминировали классические средства массовой информации - телеканалы, радиостанции, газеты, журналы. Они должны были делать качественную журналистскую работу для того, чтобы удовлетворять потребности своих читателей или зрителей, информировать по важным для общества темам. Как правило, журналисты, делая выбор в пользу той или иной темы, ориентировались на ее общественную значимость. Журналисты писали на такие темы, комментировали, давали некую законченную картину происходящего.

Таким образом, журналисты влияли на то, как общество говорит с самим собой: журналисты являлись ведущими общественной дискуссии. Сегодня традиционные СМИ выполняют эту функцию в гораздо меньшей степени, чем 15-20-25 лет назад. Их роль уменьшилась, поскольку конкуренция в СМИ стала гораздо жестче и появилось гораздо больше участников этого рынка.

Прежде всего, это связано с технологическим прогрессам и развитием Интернета. Сегодня на этом конкурентном рынке невероятное количество продуктов, огромное число средств массовой информации. Я осознанно говорю «медийные продукты», а не называю их СМИ, поскольку хочу терминологически различить «новые» СМИ и «классические» СМИ. 

Итак, сегодня у нас огромное число медийных продуктов, которые . тоже конкурируют за внимание потребителей. Но потребителей больше не стало - по крайней мер, это так в западных демократиях, западной демократической культуре. Объем внимания тоже остался постоянным, поскольку у человека внимание – величина постоянная. Более того, наша жизнь становится все сложнее, поэтому пространство для восприятия медийного продукта постоянно сужается.
 
Этот феномен очень серьезно повлиял на то, в какой форме подается информация. И, кроме того, этот феномен повлиял на то, о чем именно пишут, - на содержание. Это заметно среди классических СМИ и в Интернете, в новых средствах массовой информации и новых медиа. Мы видим, что тексты сокращаются. Из текстов выделяются заголовки или слоганы. Информация подается кратко и сжато, даже если речь идет о важных для общества событиях, сведениях и процессах. Именно в таком виде мы сегодня сталкиваемся с продуктом СМИ.
 
Еще одно наблюдение: новости стали гораздо эмоциональнее, чем раньше.
 
Наконец, мы видим персонализацию новостного контента. Есть не очень приятная мне поговорка: в политике вы можете продать пустую голову - без содержания, но вы не можете продать общественности содержание без голов - без того, кто будет это содержание доносить. То есть в демократическом обществе вы больше не можете распространять те или иные позиции, если нет других людей, которые поддерживают те же позиции и идеи. Поэтому сегодня мы наблюдаем персонализацию новостного продукта.
 
Все это сопровождается тем, что классические медийные концерны, фактические СМИ, особенно частные СМИ в демократических обществах зачастую оказываются под столь большим экономическим давлением и сталкиваются со столь жесткой конкуренцией, что идет война за внимание потребителя, и СМИ от этого страдают. Давление настолько жесткое, что они вынуждены сокращать штат журналистов – потому что вынуждены сокращать расходы. А расходы – серьезный фактор. Это, конечно, влияет на качество работы в классических СМИ. Напомню, что раньше они играли роль модератора, ведущего в общественной дискуссии – в диалоге общества с самим собой. Выполнять эту функцию в нынешних условиях, конечно, гораздо сложнее.
 
Журналистов становится меньше, штаты классических СМИ сокращаются. На смену журналистам приходят пиарщики - журналистов все чаще заменяют специалистами по связям с общественностью.
 
Есть немало случаев, когда кампания, где я работаю - Westend Communication – выполняла заказы клиентов и писала журналистские продукты, тексты, которые раньше мы привыкли видеть в газетах или журналах. Эти статьи мы передавали в прессу. При этом они не были подписаны, там не были указаны источники, не был указан автор, и эти тексты один в один публиковались в классических СМИ, например в региональных газетах и даже национальных газетах в Германии.
 
Журналисты сказали бы, что это упадок нравов в профессии, распад профессии. Однако сейчас это стало повседневностью: источники размываются и исчезают, и это происходит не только в Интернете. Трудно проследить источник, трудно проверить достоверность информации. И повторю, что это не только Интернет феномен, поскольку он все сильнее захватывает традиционные средства массовой информации.
 
В том, как пишут о политике, как средства массовой информации препарируют политику и ее содержание в процессе коммуникации с обществом (я имею в виду не только журналистские продукты, журналистскую работу, я имею в виду еще и реакцию общественности на этот продукт), - новые технологии создали два важных эффекта.
 
Первый заключается в том, что скорость работы СМИ значительно возросла. Скорость, с которой СМИ сообщают о тех или иных событиях, то есть о политических событиях тоже, значительно увеличилась. Практически, это эффект реального времени: почти нет временного лага между событием и сообщением о событии. Разумеется, столь же высока скорость реакции на политический процесс, на общественные события: здесь тоже возникает эффект одновременности, и реакция общественности происходит почти одновременно с самим событием.
 
Это создает многомерность сил, большое разнообразие сил, действующих в обществе, которые, конечно, влияют на политиков, принимающих решения. В ответ на высказывание моментально они моментально сталкиваются с реакцией всех слоев общества, всех групп в обществе, отдельных лиц. Моментально эта реакция следует за высказыванием. Что бы вы ни делали как политик, что бы вы ни говорили, это сразу же создает проблемы в краткосрочной перспективе. И если вы что-то не сделаете как политик, от чего-то откажитесь, то проблемы не возникнет и  никакой реакции не последует. Не сделал – реагировать не на что.
 
Поэтому часто бывает сложнее что-то сделать, сказать и решить, короче говоря – действовать, потому что на это последует моментальная реакция общества, с которой порой бывает тяжело справиться. И проще не делать, чем делать.
 
Итак, если вы чего-то не делаете, то сразу ничего не происходит. Однако потом, как правило, появляются проблемы, те самые долгосрочные проблемы, о которых я сказал вначале.
 
Второй эффект - новое качество медийного продукта. Средства массовой информации не работают, как двадцать лет назад: один редактор, одна газета, он пишет один текст, и этот текст читают миллионы людей. То есть информация передается большому числу людей, миллионам - из одной точки.
 
Сейчас же коммуникация происходит от точки к точке - индивидуально, в Интернете, по крайней мере, это так. Есть даже коммуникация в обратном напрвлении – от многих к одному. Сотни тысяч, миллионы людей могут за несколько минут сообщить кому-то одному некую информацию, и эта информация передается точно. Разумеется, на индивидуальном уровне это тоже работает: человек сообщает что-то другому человеку. Возникают абсолютно новые технические условия, абсолютно новые измерения для общества и теории демократии. Разумеется, это имеет прямое влияние на то, как сегодня работает политика.
 
Дело в том, что это приводит к тому, что возникает стратификация средств массовой информации. И, таким образом, возникают кластеры, группы внутри общества, возникает атомизация.
 
Насколько вы интересуетесь какими-то аспектами общественной жизни, настолько у вас есть возможность использовать медийные продукты, которые будут информировать вас о том, что интересует именно вас. При всех механизмах, о которых я сейчас говорил и в любой момент контактов внутри общества все это работает в многоуровневом аспекте. В результате возникает возможность существования новых «частичных истин», «виртуальных истин», «виртуальной правды». Но эту виртуальную правду считают реальной и обоснованной.
Она существует независимо от исторической правдивости фактов, независимо от вопроса: действительно ли эти факты соответствуют реальности? Человек постоянно получает подтверждение этих фактов в определенном сообществе, получает подтверждение своего мнения. Сообщество сообщает вам, что ваше мнение правильно, подтверждает его. И человек, таким образом, укрепляется в своем мнении.
 
Это глобальный феномен. Его влияние этого мы видим, например, в лице президента США, который с самого начала дискредитировал все классические средства массовой информации понятием фейк-ньюс. Таким образом, он создал системную почву для того, чтобы люди в своих сообществах чувствовали себя вполне комфортно и авторитетно.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в нынешнем обществе, которое становится все более сложным и более комплексным, все труднее предать некое политическое  содержание значительному числу людей. Причем представить это содержание компетентно и объективно. Требуется все больше индивидуализации, когда каждый потребитель сам пропускает новость через себя. И необходимо все больше обращаться к потребителю индивидуально для того, чтобы представить определенный контекст, определенную информацию, политическую новость.
 
Однако при такой открытости интерес людей к общественному участию не растет. Почему? - есть множество причин. Одна из них - все бòльшая сложность и комплексность наших обществ, которые являются следствием глобализации. С одной стороны, все сложнее объективно передать политическое содержание, политическую новость, с другой стороны, мир и само политическое содержание становятся все более комплексными, все более сложными.
В свое время федеральный канцлер Гельмут Коль мог предложить достаточно четкие и ясные линии в политической коммуникации, мог объяснять причины и следствия в международной и национальной политике. Однако сейчас во многих случаях это уже не так просто.
 
О глобализации говорят все - так вот, важным эффектом глобализации является то, что границы стран, которые существовали до сих пор, заменяются границами между языковыми и культурными пространствами. Глобализация означает, что таможни, таможенные барьеры исчезают: скажем, в ЕС нет никаких границ, есть границы между культурными и языковыми пространствами, но нет таможенных границ.
 
Скажем, культура итальянцев отличается от немецкой. Может быть, это не всегда так, но, во всяком случае, это можно утверждать: как минимум они говорят на разных языках, и языковая граница играет гораздо бòльшую роль, чем граница страны в ЕС или в рамках международной свободной торговли. Все чаще отменяются таможенные барьеры, во всяком случае, на сегодняшний день одновременно сокращаются расходы на транспортировку по всему миру - создается гигантский общий рынок.
 
Если что-то происходит в Австралии или в Китае, это сразу же влияет на какое-нибудь предприятие в Саксонии. Например, не исключено, что спрос на тот или иной продукт, который до сих пор прекрасно продавался на европейском рынке, на германском рынке, на мировом рынке, - резко падает. Потому что есть конкурирующий продукт из Бразилии, который в пять раз дешевле в производстве, и, практически, за копейки его можно перевезти из Бразилии в Германию.
 
Или представим работника, скажем, в сфере машиностроения или на конвейере в Саксонии, которому надо объяснить, почему он потерял рабочее место. А он теряет рабочее место из-за того, что в Бразилии в тысячах километрах от него некое предприятие вывело более качественный продукт на рынок.
 
Это очень простые практические примеры, хотя ситуация гораздо более сложная и комплексная. Но даже в простой ситуации политику надо как-то объяснить этому рабочему на конвейере в Саксонии, почему он потерял свое рабочее место. Причем объяснить так, чтобы потом, на выборах, этот рабочий все-таки отдал за этого политика свой голос. Ситуация очень непростая… Но подобные примеры в настоящий момент имеются с «Сименсом» в Саксонии – с немецким предприятием, которое частично продано китайцам. И открываются один за другим заводы в Китае, и закрываются заводы в Германии, в частности в Саксонии…
 
В такой ситуации у политика практически нет возможности делать что-то, что ему поможет. Он может только попытаться воспрепятствовать наиболее негативному развитию ситуации, но он не может отменить конкуренцию.
Теперь представим себе, что этот рабочий на конвейере в каком-то сообществе обсуждает все это с другими работниками конвейера, которые тоже потеряли свою работу. Они обмениваются мнениями, и они раздражены, естественно. Каждый пытается представить свое видение событий, стараясь объяснить ситуацию максимально просто и ищет какую-то одну причину, кого-то, кто должен быть ответственным за всю ситуацию. Кто у нас отвечает за все? - Конечно, политики…
 
В заключение хотел бы заметить: что политик может выстроить что-то только при условии, что он занимает определенный политический пост – в противном случае он ничего сделать не может. В западных демократиях все чаще политической целью становится - остаться у власти. Это неудивительно, но приводит людей к разочарованию в политике, усталости от политики. Потому что политик так занят тем, чтобы остаться у власти и устранять проблемы на этом пути, что, как правило, он не предлагает решений, которые были бы направлены именно на решение проблем. Или как минимум он не предлагает решение в том объеме, который был бы необходим.
 
Интересный пример дает сейчас Франция: по какой-то исторической случайности президентом там стал человек, который не слишком заинтересован в этой деятельности. Это очень умный человек, у него все в порядке, и он действительно хочет поменять страну. И ему удалось сказать людям правду. Он не скрывал эту правду, не использовал пустые слова. Он понимал: то, что он делает, в краткосрочной перспективе будет проблематично. Но он, тем не менее, выиграл выборы, получил большинство, которое дает ему возможность реформировать страну. У большинства других европейских стран такой возможности нет.
 
Поэтому иногда такие страны, как Китай, где власти, в отличие от того, что принято в европейской культуре, могут не обращать особого внимания на волны беженцев, на демократические базовые структуры, на демократические принципы, – так вот такие страны, как Китай, развиваются быстрее и становятся реальной опасностью для западной демократии.
 
Каковы же результаты этого процесса? Мой ответ звучит следующим образом: только благодаря форсированному подходу к образованию - профессиональному образованию, общему образованию, интернационализации образования, знанию иностранных языков, международному компоненту в образовании – только через образование нам удастся в средней и долгосрочной перспективе развить иммунитет к принятию слишком простых политических истин, к поиску простых причин. 
 
Поэтому единственный выход – это вкладываться в образование. И здесь важно преодолеть врожденную пассивность человека. Потому что человеку становится все проще спрятаться в тень кого-то сильного и признать право силы. Это легче, чем вкладывать собственные интеллектуальные усилия и идти своим путем, проявлять гражданскую активность. Важно, чтобы импульсы шли от политических партий, чтобы партии обращались к молодым людям, которые готовы взять собственную жизнь в свои руки. Молодые люди должны понимать, как работают эти механизмы, потому что молодым людям предстоит строить будущее.
 
 
Фото Елены Голосовской / Горбачев-Фонд
 

 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги