Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку
3 апреля 2018

«Постсоветская сексуальная революция»: история и современность

1/11

30 марта в рамках XXV Международного симпозиума ПУТИ РОССИИ. ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ состоялся Круглый стол «Постсоветская сексуальная революция»: история и современность. Круглый стол был организован проектом «Клуб Раисы Максимовны» (Горбачев-Фонд),  Центром Балтийских и Восточноевропейских исследований, Университет Сёдерторн (Швеция) CBEES,  Журналом исследований социальной политики (НИУ Высшая школа экономики) 

Политические и экономические трансформации, которые переживает российское общество со второй половины 80ых годов, глубоко затронули основные институты социализации и повседневную жизнь. Процессы изменения норм, регулирующих сексуальные отношения и сферу интимности, гендерные отношения и семейные практики, связывается с 90ыми годами. Этот период называют иногда «второй русской сексуальной революцией» – по аналогии с семейной и сексуальной политикой, которую проводили большевики, в первые послереволюционные годы. Вместе с тем на протяжении всего советского периода понятие «сексуальная революция» оставалось не только стилистически чужеродным, но считалось идеологически и политически враждебным.

 
В 90ые табу было снято, и в общественную дискуссию, буквально, ворвались такие понятия и темы как сексуальное поведение, сексуальная свобода и ее границы, гетеро - и гомосексуальность,   права сексуальных меньшинств, роль интимности в становлении личности и межличностных отношениях, подростковая сексуальность, репродуктивные права. Одновременно, с приходом рынка, началась стремительная коммерциализация сексуальности.
 
Быстрота и демонстративность этих изменений позволяют рассматривать их в контексте сравнения с так называемыми сексуальными революциями 1968 - 1970 годов на Западе, где они являлись частью широкого и радикального движения, выступавшего с требованиями углубления демократизации, достижения гендерного равенства и включавшего антикапиталистический протест. Движения 1968 года дали мощный толчок развитию западных обществ в направлении политической, социальной и культурной модернизации.
 
Важно понять и объяснить специфику «сексуальной революции» как составляющей глубоких социальных изменений, происходивших в постсоветской России и бывших социалистических странах. Процессы трансформации интимности в повседневном поведении начались еще в позднесоветский период начиная с середины 70ых годов, однако введение темы сексуальности в публичное обсуждение произошло только в конце 80-ых, во время перестройки в СССР, а «дискурсивную сексуальную революцию» датируют 90ыми годами.  Тем не менее, уже в 2000х вопросы сексуальной либерализации и гендерного равенства в России политизируются и становятся постоянной темой конфликтов, разделяющих общество, а защита традиционных норм сексуальности становится одним из способов формирования политики идентичности.
 
В связи с этим существует настоятельная необходимость в продолжении исследований   постсоветской «сексуальной революции» с точки зрения ее истории, а также в широком культурном и сравнительном контекстах, учитывая, прежде всего, аналогичные процессы, происходившие в постсоветских странах и странах Восточной Европы
 
Вопросы для обсуждения:
 
1. Каковы предыстория, основные особенности, значение и результаты постсоветской «сексуальной революции» 90ых годов?
2. Можно ли говорить о сексуальной революции (-ях) как части более широких преобразований в направлении эмансипации, демократизации и культурной модернизации в России, постсоветских странах и странах Восточной Европы ?
 
3. Как изменились ценности и сексуальные практики современного поколения подростков и молодежи?
4. Каким образом идеология «консервативного поворота» и общественная дискуссия о «традиционных ценностях» влияют на нормы сексуального поведения и представлений о сексуальности в российском обществе?
 
Программа Круглого стола
 
Вступительное слово. Ольга Здравомыслова, Елена Ярская-Смирнова, Юлия Градскова
 
Выступления
 
Анна Темкина (Европейский университет в Санкт-Петербурге) Сексуальная революция в России: эгалитарный проект или гендерная поляризация?
 
Ольга Здравомыслова (Горбачев-Фонд) Большевистская сексуальная революция: взгляд современников и дискуссия сто лет спустя
 
Йенс Зигерт (Общественная дипломатия. ЕС и Россия) 1968 года на востоке и западе Европы: дискурс гендерного равенства в контексте культурной модернизации
 
Helene Carlbäck (Центр Балтийских и Восточноевропейских исследований, Университет Сёдерторн) Что значит быть хорошим отцом? Представления и практика в России в период позднего социализма
 
Ольга Исупова (НИУ ВШЭ, Москва) Сексуальность репродукция: репродуктивные технологии и репродуктивные решения мужчин и женщин
 
Юлия Градскова (Центр Балтийских и Восточноевропейских исследований, Университет Сёдерторн) Капитализм, неравенство и новое «открытие» сексуальности в России после 1991 года
 
Елена Онегина (НИУ ВШЭ, Москва) От запретов к вседозволенности и обратно: отношение к негетеросексуальности в современной России
 
Любовь Борусяк (НИУ ВШЭ, Москва) Происходит ли в современной России «сексуальная контрреволюция»?
Круглый стол вела Ольга Здравомыслова
 
 
 
«Постсоветская сексуальная революция»:
история и современность
 
Круглый стол
 
30 марта 2018 года
 
 
Вступление
 
Ольга Здравомыслова, исполнительный директор Горбачев-Фонда.
 
Инициатива проведения этого Круглого стола принадлежит Юлии Градсковой, историку из Швеции, с которой мы как-то обменялись репликами в фейсбуке (это, кстати, о полезности социальных сетей) по поводу того, что тема постсоветской сексуальной революции, если ине забыта, то недостаточно отрефлексирована именно в такой формулировке – «сексуальная революция». Конечно, в постсоветском обществе это явление, этот процесс не появились неожиданно, они, безусловно, имеют историю в России ХХ века. Существует достаточно большой корпус работ, в том числе, и отечественных, которые так или иначе эти сюжеты затрагивают. И одновременно, тема, которую мы обсуждаем, непосредственно связана с юбилеем 68-го года на Западе. В протестных движениях 68-го года вопрос об изменении гендерных отношений и сексуальной революции, сыграл важнейшую, хотя неоднозначную роль.
 
В ходе подготовки сегодняшнего Круглого стола сложилось российско-шведское сотрудничество. С одной стороны, организатором Круглого стола выступает «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой» - постоянно действующий проект, существующий в Горбачев-Фонде с 1997года, начавшийся еще при жизни Раисы Максимовны.
Другой организатор Круглого стола – Центр Балтийских и Восточноевропейских исследований Университета Сёдерторн (Швеция) .
 
Наконец, постоянный партнер Горбачев-Фонда - «Журнал исследований социальной политики» (ЖИСП), который на протяжении многих лет поддерживает исследования социальной политики и гендерные исследования.
 
 
Юлия Градскова, исследователь университета Сёдерторн, Стокгольм, Швеция
 
Как историк я давно интересуюсь 68-м годом в Западной Европе. И, скорее, с этой временной точки в истории начался и мой интерес к российской сексуальной революции, трансформации сексуальности, которая произошла в 90-е годы в постсоветской России.
 
Сейчас в Швеции проходит много обсуждений, связанных с 68-м годом. Когда-то у меня была мечта найти книгу, которая могла бы объяснить, что это было – 68-й в Европе. Но, конечно, такой книги не существует. Потому что история событий 68-го года в Западной Европе гетерогенна. Связано это с гетерогенностью памяти участников событий, групп, организаций. Написать историю 68-го довольно сложно, но мне кажется, что есть много общего между этой историей и тем, что произошло в России в начале 90-х.  Это вопрос для обсуждения, для дискуссии, которую мы начинаем сегодня и надеемся продолжать.
 
Доклады и дискуссия
 
Анна Темкина, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. Сексуальная революция в России: эгалитарный проект или гендерная поляризация?
 
На основе результатов исследования нам удалось выделить три поколения сексуальной революции в России: поколение поведенческой революции, поколение дискурсивной революции и поколение гендерной революции. Между первым и вторым этапом сексуальной революции существовал разрыв - то есть поведенческая и дискурсивная революции произошли в разное время. В то время как на Западе они произошли одновременно в период, условно говоря, 68-го года, когда открылся дискурс, изменились поведенческие практики и произошла гендерная революция, существенно изменившая гендерные отношения.
 
 
 
Ольга Здравомыслова, Горбачев-Фонд Большевистская сексуальная революция: взгляд современников и дискуссия сто лет спустя
 
У большевиков речь шла о революции законов, которые ( в терминологии того времени) проводятся революционной властью и осуществляют волю вождей революции. Эти законы, направленные, прежде всего, на изменение роли женщины в семье и обществе, меняют базис отношений между мужчиной и женщиной, поскольку обеспечивают законодательное закрепление равенства полов. Поэтому, обращаясь к столь актуальной теме как политизация гендера, надо иметь в виду, что начало этому было положено большевистской революцией. Впоследствии преобразования в сфере гендерных отношений, семьи и сексуальности стали одним из ключевых пунктов политики партии и Советского государства.
 
 
 
Йенс Зигерт. руководитель программы Общественная дипломатия. ЕС и Россия 1968 года на востоке и западе Европы: дискурс гендерного равенства в контексте культурной модернизации
 
Старый Запад в 60-е годы или в 68-м году пошел на ускоренный режим модернизации. Советский социалистический Восток не был в состоянии следовать за модернизационным прорывом Запада. На капиталистическом Западе происходило огромное ускорение социальной революции, в результате чего изменились, во-первых, отношения между государством и индивидуумом, во вторых, это отношения между женщинами и мужчинами. То, что женщина из объекта стала субъектом, произошло на Западе в большей степени, чем на Востоке. В то же время на Востоке Европы и в России тоже произошло очень сильное и заметное изменение женской роли.
 
Проблема же заключатся в том, что на Востоке Европы и в России мужчины почти не изменились. Напротив, на Западе они изменились очень сильно. Если посмотреть на героев 68-го года, поведение этих мужчин было еще очень традиционным. Сейчас это уже далеко не так.
 
 
 
Хелен Карлбак (Helene Carlbäck). Центр Балтийских и Восточноевропейских исследований, Университет Сёдерторн Что значит быть хорошим отцом? Представления и практика в России в период позднего социализма
 
Нарративы отцов представляют собой довольно многообразную картину, в которой прямое отражение официального дискурса сочетается с идеалами и практиками, которые существенно отличаются от официально-принятых. На протяжении того периода времени, который находится в центре моего исследования, представители особенно более молодого поколения отцов играли важную роль, освобождая семью и, прежде всего, работающую женщину от многих домашних обязанностей и облегчая таким образом, бремя двойной занятости.

При этом многие исследователи советской России продолжали доказывать, что мужчины оказываются «ненужными», «излишними» и даже «нежелательными» членами семьи, в которой центральной фигурой была мать и часто бабушка.
 
 
 
Ольга Исупова. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Сексуальность, репродукция: репродуктивные технологии и репродкуктивные решения мужчин и женщин
 
Что такое репродуктивное решение, как долго оно длится? Как это связано с сексуальностью, с тем, что это фактически сексуальность уже отделена от репродукции? На интернет форумах об этом пишут только женщины. Что при этом думают мужчины? Может быть, они думают, что это продолжение сексуальной жизни – и все. И нет никакой ответственности, пока нет ребенка. Когда я интервьюировала мужчин, они - хорошие, нормальные отцы - часто говорили: я понимаю, что этой мой ребенок, когда он уже есть, когда я взял его на руки. А все, что было до этого, - это еще сексуальная жизнь - в частности, все эти ситуации с уколами, деньгами и справками.
 
Женщины считают, что у них есть преимущественное право решать,  должен ли ребенок появиться на свет, это показывают все интервью. Но главное то, что мужчины в каких-то ситуациях начинают приходить к мысли, что нужно принимать репродуктивные решения совместно.
 
 
 
Юлия Градскова. Центр Балтийских и Восточноевропейских исследований, Университет Сёдерторн. Капитализм, неравенство и новое «открытие» сексуальности в России после 1991 года
 
Сексуальная революция 68-го года на Западе, в частности в Швеции, развивалась в контексте критики политической системы, новых форм повседневного общения, роста сознания. Изменение норм морали и норм сексуального поведения для мужчин и женщин были переведены в очень широкий контекст требований. Было много социалистических понятий, социалистических лозунгов. Это было коллективистское направление.
 
В России в 90-е годы семья как социальный институт не критикуется, а гетеросексуальные нормы не ставятся под вопрос. Мужские роли пересматриваются в гораздо меньшей степени, чем женские. В целом, происходит очень осторожный пересмотр гендерных ролей. И, главным образом, поднимается проблема личной ответственности. Этот подход открывает возможность современного консервативного поворота и пересмотра революции интимности, которая происходила в России 90-х годов.
 
 
 
Елена Онегина. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики От запретов к вседозволенности и обратно:: отношение к негетеросексуальности в современной России
 
Защита традиционных ценностей становится составной частью политики идентичности в России. Обсуждение вопросов сексуального образования и гендерного неравенства становятся основанием для конфликтов, которые разделяют современное российское общество и особенно молодежь.
 
Демократические ценности, в том числе ценности толерантности и гендерного равенства рассматриваются на уровне федеральных СМИ как западные, чуждые российскому менталитету и образу жизни, не являются «традиционными русскими ценностями». Эта идеология поддерживается законодательством. В результате ЛГБТ-молодежь, тем более несовершеннолетняя, становится невидимой группой, как на уровне дискурсов, так и на уровне практик.
 
 
 
Любовь Борусяк. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Происходит ли в современной России сексуальная контрреволюция?
 
Сексуальная революция начинается с того, что репрессированная прежде тема начинает артикулироваться, но она становится не социальным явлением, а именно революцией в тот момент, когда затрагивает три сферы: экономику, социальную сферу и политическую. Вот то, что у нас началось в перестройку и происходило в 90-е годы до их середины, до второй половины, когда была сломана попытка ввести в школу программу полового воспитания.
 
На ценностном уровне в России идет регресс, который я несколько утрированно назвала «контрреволюцией». Ценности и практики в ситуации репрессий могут существенно различаться. И то, что репрессируется, то не артикулируется, а загоняется вглубь и разрушает социальность. 
 
На ценностном уровне люди во многом уже восприняли «новые» консервативные ценности, и опросы об этом свидетельствуют. На уровне практик они ведут себя иначе. Разрыв практик и ценностей – это тоже черта сексуальной контрреволюции. Но в то же время это дает основание предполагать, что изменения в ценностях возможны.
 
 
 
Фото / видеосъемка Дмитрия Белановского / Горбачев-Фонд

 


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги