28 февраля 2013
Круглый стол Экспертиза. Обсуждение доклада «К новой модели российского федерализма»В рамках проекта «Круглый стол Экспертиза» прошло обсуждение доклада "К новой модели российского федерализма". В дискуссии приняли участие: М.С.Горбачев, А.Бадранов (Институт государства и права РАН), И.Задорин (ЦИРКОН), А.Захаров (Журнал «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре»), О.Здравомыслова (Горбачев-Фонд), В.Колосов (Институт географии РАН), Д.Орешкин (Институт географии РАН), Г.Остроумов (Горбачев-Фонд), М.Рыльков (факультет политологии МГУ), С.Станских (Высшая школа государственного аудита МГУ), А.Стародубцев (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», С.-Петербург), П.Федосов (Институт современного развития) и В.Хамраев («Коммерсант») Круглый стол вел А.Рябов (Горбачев-Фонд) Выступление Андрея Стародубцева: «В мире очень много децентрализованных унитарных государств. Более того, именно такая форма правления и территориального устройства сейчас признается многими специалистами удачной. Известно, что современное управление требует децентрализации, и поэтому унитарные государства децентрализуются. Ровно к такой ситуации, к такой форме правления, только с другой стороны – со стороны федерализма мы и пришли. Это, однако, породило три эффекта, побуждающие экспертов, чиновников и политиков раз за разом возвращаться к проблеме федерализма и проблеме территориального устройства…
Федеративная политика, начиная с 2004 года и заканчивая последним временем, привела к тому, что в России фактически образовалось унитарное децентрализованное государство…» Резюме обсуждения на Круглом столе:
«Главным вызовом целостности российского политического пространства является его национально-территориальная асимметрия. Федеративная форма государственности является наиболее эффективным ответом на этот вызов. Политики, которые в начале 20-х годов прошлого века создавали Советскую федерацию, и те, кто в начале 90-х годов переформатировал ее в федерацию новой России (в обоих случаях пусть даже только в политико-юридическом ключе) понимали, что иного выбора у них не было.
Как показывает мировая практика ХХ века, схема национально-государственной федерации неустойчива, по сравнению с федерациями, основанными на административном принципе. Эта схема чревата межэтническими проблемами и конфликтами. После краха мировой системы социализма распались все существовавшие в ее рамках национально-территориальные федерации: СССР, Югославия, Чехословакия. Причем распад Югославии обернулся несколькими кровавыми войнами, последствия которых не устранены и теперь. Однако при всем том, Россия не может избавиться от национально-территориальной схемы, доставшейся еще от советского периода, потому что титульные нерусские народы, компактно проживающие в различных частях страны, составляют 1/5 ее населения. В условиях современной России национально-территориальный принцип означает неизбежную асимметричность в построении федерации. Сложность реализации федеративной модели состоит еще и в том, что она не является самовоспроизводящейся системой, а требует постоянной поддержки в виде корректирующих мер со стороны федерального правительства и региональных властей, их совместных усилий по адаптации федеративных отношений и институтов к меняющимся социально-экономическим и политическим реалиям. При асимметричной федерации решение этой задачи еще более осложняется…»
Фото Горбачев-Фонд (Дмитрия Белановского)
|
|