14 февраля 2019
История перестройки. 15 февраля 1989 г. завершен вывод советских войск из АфганистанаПринятию решения о вводе советских войск в Афганистан предшествовала работа специально созданной Политбюро ЦК КПСС комиссии по Афганистану под председательством министра иностранных дел СССР А.А. Громыко. В Комиссию входили: член Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов, председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов, министр обороны маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов, заведующий международным отделом ЦК КПСС Б.Н. Пономарев, заместитель Председателя Совета министров СССР И.В. Архипов.
К концу ноября 1979 года члены Комиссии начали склоняться к радикальному, военному варианту.
12 декабря 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС № П176/125 «К положению в Афганистане».
1. Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т. т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т. т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А.
2. Поручить т. т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий.
Источник: Архив Президента Российской Федерации. Ф.3. Оп.67. Д.265. Л.5
Руководители СССР отвергли аргументы руководства Генерального штаба, выступавшего против ввода войск. Начальник Генерального штаба, маршал Советского Союза Н.В. Огарков в кабинете Л.И. Брежнева убеждал членов Политбюро ЦК КПСС, что проблему надо решать политическим путем, ссылался на традиции афганцев, никогда не терпевших иноземцев на своей земле, предупреждал о вероятности втягивания советских войск в боевые действия. «Мы восстановим против себя весь восточный исламизм, — говорил Огарков, – и политически проиграем во всем мире». Его резко оборвал Ю.В. Андропов: «Занимайтесь военным делом! А политикой займемся мы, партия, Леонид Ильич!» Председателя КГБ СССР поддержали А.А. Громыко, К.У. Черненко, М.А. Суслов, Д.Ф. Устинов, А.П. Кириленко, а затем и Л.И. Брежнев. (Ляховский А.А.Трагедия и доблесть Афгана. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль: Норд, 2004. С. 205 Цит. по: Васильев Н.М.Уроки необъявленной войны. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана)
27 декабря советские спецподразделения взяли штурмом дворец президента Афганистана Хафизуллы Амина, во время штурма Амин был убит.
Советское руководство рассчитывало, что войска в Афганистане не задержатся. В конце января 1980 года Л.И. Брежнев сказал тогдашнему послу СССР в США А.Ф. Добрынину, что через пару месяцев советские войска будут выведены оттуда. В феврале 1980 года советское руководство обсуждало этот вопрос по инициативе Л.И. Брежнева, который считал, что замена Амина Бабраком Кармалем обеспечит стабилизацию обстановки. Но, по мнению противников вывода войск – Д.Ф. Устинова, Ю.В. Андропова, А.А. Громыко, это могло нанести ущерб СССР на международной арене и серьезно осложнить обстановку в Афганистане из-за слабости его партийно-государственного аппарата и вооруженных сил. В связи с этим предлагалось вопрос о выводе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) рассмотреть позднее, по мере укрепления власти Б. Кармаля. (См.: Васильев. Уроки необъявленной войны.)
Ввод советских войск в Афганистан вызвал негативную реакцию мирового сообщества. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН на своей Чрезвычайной сессии большинством голосов (104 «за», 18 «против» и 18 воздержавшихся) подтвердила резолюцию Совета Безопасности ООН, созванного в начале января по инициативе США, квалифицировав действия Советского Союза в Афганистане как открытое применение вооруженной силы за пределами своих границ и военную интервенцию. Порядка 60 стран отказались от участия в XXII летних Олимпийских играх в Москве.
Начиная с 1980 года представители международных организаций и отдельные политики выдвигали проекты по нормализации обстановки в Афганистане и политическому урегулированию ситуации вокруг него. По мере того, как советские войска увязали в конфликте, к советскому руководству приходило осознание бесперспективности их пребывания в Афганистане. «Еще в 1980 году после длительной работы по дипломатическим каналам, благодаря усилиям Генерального секретаря ООН, а также некоторых других стран (Индия), ДРА и Пакистан в конечном счете договорились о непрямых переговорах. СССР положительно оценил сам факт переговоров, хотя наиболее быстрым и эффективным он считал прямой афгано-пакистанский диалог. Одновременно заявлялось, что в контексте политического урегулирования может быть рассмотрен вопрос о выводе советского воинского контингента, временно находящегося на территории ДРА» (Ляховский А.А. Что не успел сделать Андропов? Трагедия и доблесть Афганистана)
В июне 1982 года в Женеве начался первый раунд переговоров между Афганистаном и Пакистаном с участием СССР и США, при посредничестве ООН. Переговоры получили название Миссия Кордовеса – по имени заместителя Генерального секретаря ООН, курировавшего эти переговоры. Был подготовлен черновой вариант соглашения, в котором указывалось, что войска СССР будут выведены из ДРА в соответствии с определенной на переговорах датой.
Ю.В. Андропов раньше других руководителей СССР понял свою ошибку и бесперспективность участия в афганской войне, и, став генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года, активно искал пути выхода из нее. Москва ответила положительно на предложение Кордовеса. На похоронах Брежнева Андропов в частной беседе с президентом Пакистана Зия-уль-Хаком проинформировал его о «гибкой политике советской стороны и понимании необходимости быстрейшего разрешения кризиса». (См. Васильев. Уроки необъявленной войны.)
Как писала газета «Таймс» 3 марта 1983 года, Андропов реально готовил пути для возможных дипломатических шагов в Афганистане, впервые официально признав в печати то, о чем раньше говорили шепотом: что «наши ребята в Афганистане гибнут от пуль повстанцев и что силы сопротивления настолько мощны и опытны в ведении боевых действий в горах, что в состоянии эффективно действовать против советской пехоты и танков».
Перед апрельским 1983 года раундом Женевских переговоров Перес де Куэльяр и Кордовес встречались с Андроповым, который уверил их, что готов предпринять «определенные шаги», но сомневается, что Пакистан и США поддержат предложение ООН. Андропов сказал, что благодарит Кордовеса за то, что тот «понимает всю важность для нас этой проблемы». Их часовая беседа 28 марта была посвящена исключительно афганской проблеме, заявил позднее Кордовес. «Он закончил свою речь, подняв руку и загибая пальцы, перечисляя причины, по которым Советский Союз стремится как можно быстрее решить афганский вопрос. Конфликт отрицательно сказался не только на отношениях с Западом, но и с социалистическими и арабскими странами и странами “третьего мира”. И в конечном итоге, отметил он, это сказалось на внутренней жизни нашей страны, нашей политике и экономике». (См.: Ляховский А.А. Что не успел сделать Андропов?)
19 мая 1983 года советский посол в Пакистане В.С. Смирнов официально подтвердил стремление СССР и Афганистана назначить сроки вывода контингента советских войск. Однако в ходе третьего раунда переговоров 17-24 июня 1983 года Пакистан и США тормозили принятие конструктивных решений. По мнению американцев, шансов на прекращение военных действий в Афганистане путем переговоров тогда не было, и миссия Кордовеса результатов дать не могла.
После госпитализации Андропова 30 сентября 1983 года советские дипломаты стали проявлять гораздо меньше интереса к поддержке предложений ООН. Кордовес передал свой проект в Москву и Вашингтон, но не получил ответа.
После прихода к власти К.У. Черненко переговорный процесс по Афганистану на некоторое время как бы заморозили, хотя война там принимала все более крупные масштабы.
10 октября 1985 года М.С. Горбачев встретился в Москве с Бабраком Кармалем (с декабря 1979 по ноябрь 1986 года председатель Революционного совета Демократической Республики Афганистан). Беседа носила закрытый характер, информация о ее содержании не публиковалась. Но, по словам А.С. Черняева, читавшего стенограмму этой беседы, Горбачев заметил: «…Десять наших парней гибнут каждый день. Народ разочарован и спрашивает – доколе там будут наши войска? И когда афганцы научатся защищать сами себя?..» (Черняев А.С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972-1991 годы. М.: РОССПЭН, 2008. С. 649.)
17 октября 1985 года состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором рассматривался вопрос об Афганистане. А.С. Черняев, работавший в то время в международном отделе ЦК КПСС, записал в своем дневнике: «Исторический акт по Афганистану. Горбачев, наконец, решился кончать с этим…» Горбачев рассказал о своей встрече с Кармалем и закончил обсуждение вопроса словами: «С Кармалем или без Кармаля мы будем твердо проводить линию, которая должна в предельно короткий срок привести нас к уходу из Афганистана». (Черняев А.С. Совместный исход. С. 649-650.)
К 15 августа первый этап вывода советских войск из Афганистана завершился. В СССР вернулась половина личного состава Ограниченного воинского контингента.
Второй этап вывода советских войск должен был начаться 15 ноября. Однако в начале ноября активизировались наступательные действия моджахедов, в том числе сопровождавшиеся массированными ракетными обстрелами Кабула. Вывод войск был приостановлен.
В январе 1989 года Афганистан посетил министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе, и на заседании Политбюро 24 января было принято решение о завершении вывода советских войск из Афганистана.
15 февраля 1989 года последние подразделения советских войск из Афганистана покинули Афганистан.
24 декабря 1989 Съезд народных депутатов СССР принял Постановление N 982-1 о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года
1. Съезд народных депутатов СССР поддерживает политическую оценку, данную Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году, и считает, что это решение заслуживает морального и политического осуждения.
2. Съезд поручает Конституционной комиссии при подготовке проекта новой Конституции СССР учесть предложение о конкретизации основных принципов принятия решений об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 113 и пунктом 13 статьи 119 действующей Конституции СССР, в увязке с разработкой Положения о Совете обороны СССР.
3. Верховному Совету СССР рассмотреть вопрос о создании Комиссии по делам бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане.
4. Поручить Совету Министров СССР разработать государственную программу, направленную на решение вопросов, связанных с устройством жизни и быта бывших военнослужащих и других лиц, входивших в состав контингента советских войск в Афганистане, а также семей погибших воинов.
Председатель
Верховного Совета СССР
М.ГОРБАЧЕВ
М.С. Горбачев об афганском вопросе27 ноября 1985 года – доклад на сессии Верховного Совета СССР «Об итогах советско-американской встречи на высшем уровне в Женеве и международной обстановке»: «Президент [Р. Рейган] затронул вопрос об Афганистане. В этой связи было еще раз подтверждено, что Советский Союз последовательно выступает за политическое урегулирование положения вокруг Афганистана. Мы за то, чтобы дружественный соседний с нами Афганистан был независимым неприсоединившимся государством, за установление режима гарантированного невмешательства в дела Афганистана. Тем самым будет решен и вопрос о выводе советских войск из этой страны. Советский Союз и правительство Афганистана всецело за это. А если кто и мешает скорейшему решению вопроса, то прежде всего США, которые финансируют, поддерживают, вооружают банды контрреволюционеров, срывают усилия по нормализации здесь обстановки». (Горбачев М.С. Собрание сочинений. Т. 3. С. 163.)
25 февраля 1986 года – доклад на XXVII съезде Компартии СССР: «Мы хотели бы уже в самом близком будущем вернуть на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства. Согласованы с афганской стороной и сроки поэтапного их вывода, как только будет достигнуто политическое урегулирование, которое обеспечит реальное прекращение и надежно гарантирует невозобновление вооруженного вмешательства извне во внутренние дела Демократической Республики Афганистан». (Собрание сочинений. Т. 3. С. 361.)
22 мая 1986 года – заседание Политбюро ЦК КПСС: «Надо серьезно подумать, как выходить из афганской ситуации. Вопрос стоит очень остро для нас во внутреннем плане – население Союза обеспокоено этой войной, несем потери, накладно в экономическом отношении. Так же и во внешнем плане – нас представляют агрессорами. Дело это непростое. Как достойно выйти из этой ситуации?» (Собрание сочинений. Т. 4. С. 123.)
28 июля 1986 года – речь во Владивостоке: «…советское руководство приняло решение, о котором я сегодня официально объявляю: до конца 1986 года из Афганистана будут возвращены на родину шесть полков – один танковый, два мотострелковых и три зенитных – с их штатной техникой и вооружениями». (Собрание сочинений. Т. 4. С. 375.)
Срок вывода советских войск был перенесен. По поручению М.С. Горбачева, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе, С.Л. Соколов и А.Ф. Добрынин подготовили записку о дальнейших мероприятиях по Афганистану, которая рассматривалась на заседании Политбюро 13 ноября 1986 года. На этом заседании Горбачев, в частности, сказал: «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, будем воевать еще 20-30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий. Надо сказать и нашим военным, что они плохо учатся на этой войне. Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генштабу? В общем мы не подобрали ключей к решению этой проблемы. Мы что, будем бесконечно воевать, расписываясь в том, что наши войска не смогут справиться с ситуацией? Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время. <> Надо действовать активнее, при этом четко определиться по двум вопросам. Во-первых, в течение двух лет осуществить вывод наших войск из Афганистана. В 1987 году вывести 50 процентов войск, а в следующем – еще 50 процентов…» (Собрание сочинений. Т. 5. С. 179-180.) Но эти планы тоже не осуществились.
21 ноября 1986 года в интервью индийским журналистам в преддверии визита в Индию Горбачев на вопрос о выводе советских войск из Афганистана ответил так: «Мы за политическое урегулирование вокруг Афганистана. Афганское правительство настроено так же. То, что делается под эгидой ООН – я имею в виду миссию Кордовеса, – процесс реальный. Он может завершиться успешно и привести к политическому урегулированию, если, конечно, за политическое урегулирование будут и Пакистан, и Соединенные Штаты Америки. Но пока мы видим, что, как только в урегулировании намечается прогресс, тут же с их стороны предпринимаются меры, чтобы его сорвать. Думаю тем не менее, недалек тот день, когда будет решен вопрос о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана. Это будет означать одновременно и решение вопроса о выводе наших войск из Афганистана». (Собрание сочинений. Т. 5. С. 213.)
9 декабря 1987 года в беседе с Р. Рейганом во время визита в США Горбачев, в частности, сказал: «По Афганистану, в рамках миссии Кордовеса, существует принципиальное согласие о невмешательстве и гарантиях со стороны США и СССР, невмешательстве Пакистана… Остался открытым вопрос о сроках вывода войск. Президент Наджибулла (с 1 октября 1987 года председатель Революционного совета, с 30 ноября 1987 года Президент Афганистана) предложил – и проконсультировался об этом с Советским Союзом – хотя это его собственное предложение, что советские войска уйдут в течение 12 месяцев при том понимании, что эти сроки могут быть сокращены на 2-3 месяца, если все пойдет гладко… Говоря о выводе наших войск, скажу, что мы в этом заинтересованы и уже начали выводить свои войска. Но вам следует прекратить финансовую поддержку и помощь оружием оппозиции. Могу сказать, что в тот же день, когда будет объявлено о выводе советских войск, они не будут участвовать в военных операциях, кроме как в целях самообороны...» (Собрание сочинений. Т. 9. С. 103-104.)
1 апреля 1988 года на заседании Политбюро при обсуждении вопроса об афганской ситуации Горбачев, в частности, сказал: «Политическое значение решения афганской проблемы трудно переоценить. Это будет подтверждением нашего нового подхода к решению международных проблем. Из рук наших противников и оппонентов будет выбит самый сильный аргумент. Нельзя не учитывать и тот факт, что мы затрачиваем на войну в Афганистане 6 миллиардов рублей в год.
Вопрос о выводе войск из Афганистана для нас решен. Речь идет лишь о выборе способа его решения: при наличии соглашения с Соединенными Штатами или без него...» (См.: Собрание сочинений. Т. 10. С. 169.)
7 апреля 1988 года в Ташкенте состоялась встреча Горбачева с Наджибуллой (текст беседы см. Собрание сочинений. Т. 10. С. 197-203.) На ней были приняты решения, позволившие 14 апреля 1988 года подписать Женевские соглашения о политическом урегулировании вокруг Афганистана между СССР, США, Афганистаном и Пакистаном. Советский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, то есть до 15 февраля 1989 года, причем половина войск должна была быть выведена в течение первых трех месяцев, начиная с 15 мая.
В речи в ООН 7 декабря 1988 года Горбачев остановился на проблеме Афганистана: «Женевские соглашения, принципиальное и практическое значение которых высоко было оценено во всем мире, давали возможность завершить урегулирование даже в этом году. Этого не произошло. И этот прискорбный факт вновь напоминает о политической, юридической и нравственной значимости древнеримской максимы: Pacta sunt servanda! – Договоры должны выполняться!..» (см.: Собрание сочинений. Т. 13. С. 29).
Вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 г. Кадры из рабочей версии фильма Олега Уралова "М.С.Частный взгляд на жизнь президента". Из архива Горбачев-Фонда. Читать по темеИнтервью А.С.Черняева, бывшего помощника Генерального секретаря ЦК КПСС по международным делам, сайту www.gorby.ru. 13 февраля 2009. |
|