4 июня 2018
Круглый стол "Преодоление холодной войны: к 30-летию встречи Михаила Сергеевича Горбачева и Рональда Рейгана в Москве"4 июня в Горбачев-Фонде в рамках проекта "Экспертиза" состоялся Круглый стол "Преодоление холодной войны: к 30-летию встречи Михаила Сергеевича Горбачева и Рональда Рейгана в Москве". Круглый стол был организован Горбачев-Фондом, Институтом Кеннана, Институтом США и Канады РАН и Российским государственным гуманитарным университетом. Обращение М.С. Горбачева к участникам Круглого стола, посвященного 30-летию визита Р. Рейгана в Москву и встречи на высшем уровне Приветствую всех, кто собрался, чтобы отметить 30-летие визита в Москву президента Рональда Рейгана и советско-американской встречи на высшем уровне. Думаю, это было действительно историческое событие. Оно как бы подвело итог пути, который мы прошли – от Женевы через встречи в Рейкьявике и Вашингтоне к саммиту в Москве. Это был непростой путь. Его первая важнейшая веха – совместное советско-американское заявление, в котором было сказано: «Ядерная война недопустима, в ней не может быть победителя. Стороны не будут стремиться к военному превосходству». Это дало основание мировой прессе заговорить о «духе Женевы».
Но дух Женевы постоянно подвергался испытаниям. Заходы американских военных кораблей в наши территориальные воды, шпионские скандалы, пропагандистские компании в прессе – всё это и многое другое делалось, чтобы сбить нас с пути. Переговоры могли превратиться в безрезультатную рутину. Потребовался Рейкьявик, чтобы не допустить нового тупика, открыть перспективу.
Не буду пересказывать все перипетии исторической встречи в Рейкьявике. Мы приехали туда с конструктивными предложениями, которые позволили договориться по ключевым вопросам РСМД и СНВ. Споткнулись на приверженности президента США стратегической оборонной инициативе, его желании получить от нас добро на развертывание противоракетной обороны. И тем не менее рейкьявикские договоренности стали прорывом к первым договорам о реальном сокращении ядерного оружия. Не менее важно то, что в Рейкьявике Рональд Рейган проявил себя сторонником идеи мира без ядерного оружия. Это нас сближало.
Саммиты в Вашингтоне и Москве обозначили новый уровень доверия в отношениях. Не случайно Рональд Рейган, стоя рядом со мной в Кремле у Царь-пушки, на вопрос, считает ли он Советский Союз по-прежнему империей зла, ответил: «Нет, это была другая эпоха, другое время».
Никто его, как говорится, за язык не тянул. Это была еще не окончательная черта под холодной войной, но острая фаза конфронтации была преодолена. Думаю, это уникальный пример такого разворота в отношениях между двумя крупнейшими державами.
Почему он произошел за такой исторически очень короткий срок? Если отвечать коротко, то я бы сказал так: потому что обе стороны проявили политическую волю. Без этого не удалось бы преодолеть те препятствия и завалы, которые накопились за десятилетия холодной войны.
Я вспоминаю об этом не только по случаю годовщины этой встречи, но и потому, что убежден: опыт тех лет надо учитывать сегодня. Он подсказывает, что в самых трудных ситуациях нельзя впадать в панику, в пессимизм.
В то же время в оценке нынешней ситуации в мире и в отношениях между нашими странами надо проявлять трезвость и реализм. На протяжении последних нескольких лет я с большим беспокойством слежу за тем, что происходит в наших отношениях. Под угрозой оказалось главное, чего нам в свое время удалось добиться: доверие, прекращение гонки вооружений, сотрудничество и перспектива партнерства.
Я не хочу становиться в позу обвинителя, но повторю то, что говорил не раз. Важнейшая причина нынешних тяжелых проблем – в неправильной оценке на Западе, и прежде всего в США, исторического события – окончания холодной войны.
Это была наша общая победа, достигнутая через диалог, переговоры, решение сложнейших проблем безопасности и разоружения, региональных проблем, через налаживание двусторонних отношений. Если бы не все это – холодная война и гонка вооружений могли бы продолжаться еще несколько десятилетий. И кто знает, к чему это привело бы!
Вместо того чтобы признать все это, Запад объявил о своей победе в холодной войне. Американские лидеры заявили, что это произошло благодаря политике с позиции силы. И из этого был сделан вывод: надо наращивать силу, навязывать свою волю, строить однополярный мир, американскую империю.
Последствия нам известны. И на Ближнем Востоке, и в Средиземноморье, и в Европе – Югославия, а теперь Украина. И это происходит на континенте, где начались две мировые войны! Я считаю, что конфликты и применение силы в Европе – это особенно непростительно. Это крупнейший провал европейской и мировой политики.
В Европе не была выстроена всеобъемлющая система безопасности, которая охватывала бы все страны. Мы предлагали создать Совет безопасности для Европы, и эта идея встречала поддержку (Миттеран, Геншер, Скоукрофт). Но ее проигнорировали. Вместо этого стали расширять НАТО, вопреки не только позиции России, но и предупреждениям многих политиков и дипломатов Запада.
Не буду перечислять все примеры односторонних действий США. В России они воспринимались однозначно: с нашими интересами не считаются, нас хотят вытеснить из мировой политики. Так говорить с Россией нельзя.
Если кто-то рассчитывал, что Россия согласится на второстепенную роль в мировых делах, что она не будет отстаивать свои интересы, то это была грубейшая ошибка. Точно так же не оправдались расчеты на изоляцию России.
Такова реальная ситуация. И сейчас нужна реалистическая политика.
Главный вопрос сегодня: что нужно делать, чтобы начать выход из нынешнего тупика, сдвинуть наши отношения с мертвой точки?
Я на этот счет высказывался много раз. В наших СМИ и в международной прессе, в частности в журнале «Тайм».
Мы потеряли 2017 год и уже почти половину нынешнего года. Надо наверстывать упущенное.
Прежде всего я бы настоятельно советовал отказаться от дальнейшей эскалации санкций, контрмер и негативной, воинственной риторики.
Надо подготовить встречу президентов России и США. То, что у них не было полноценных переговоров, - совершенно ненормально.
Важно определиться с повесткой дня саммита. Для начала выделить главное. Сегодня это проблемы обуздания гонки вооружений, стратегической стабильности, подтверждения соглашений о сокращении вооружений (РСМД, СНВ). Здесь нужен сильный импульс от президентов.
Одновременно нужно наладить диалог по всей повестке дня, включая региональные, глобальные проблемы, двусторонние отношения. Тут накопились большие завалы, разгребать которые будет очень трудно. Но ведь альтернативы нет! Это должны понять политики, к этому их надо настойчиво призывать.
Считаю, что все мы – организации гражданского общества, эксперты, деятели науки, бизнеса, СМИ – должны стимулировать движение в этом направлении. Нужно восстанавливать народную дипломатию, расширять контакты, культурные, студенческие обмены. Может быть, не в тех же формах, что тридцать лет назад, но обязательно это делать.
Я надеюсь, что у нас хватит сил и энергии на ту огромную работу, которая предстоит, чтобы вырваться из нынешнего порочного круга и начать движение к нормальным отношениям. И надо смотреть дальше – вернуться к перспективе сотрудничества и партнерства. Мы в свое время об этом думали всерьез, а сегодня кое-кто говорит, что это утопия, и Россия с Америкой обречены на конфронтацию. Я отвечаю: нет, не обречены. И надеюсь, что в этом все присутствующие здесь – единомышленники.
Желаю вам плодотворной работы, интересной дискуссии, которая позволит извлечь уроки из прошлого и сформулировать новые, конструктивные идеи и предложения.
М.С. Горбачев
4 июня 2018
Часть 1
Часть 2
Читать по теме:
Андрей Шитов: «Неужели опять «империя зла»?» ТАСС, 7 июня 2018 Горбачев советует России и США отказаться от контрмер и негативной риторики. РИА НОВОСТИ, 5 июня 2018 Фото и видеосъемка Дмитрия Белановского (Горбачев -Фонд)
|
|